+7 926 021 00 36
+7 925 270 01 08
info@chessway.ru
Обучение, турниры для детей и взрослых

Полезная информация
и статьи

Как построить эффективные тренировки,
выполнить норму юношеских разрядов и многое другое

информация
Как зарегистрироваться на участие в онлайн турнире?
Этапы регистрации
1 этап
Входим в свой аккаунт на сайте chess.com
Если у вас пока нет аккаунта, то необходимо сначала зарегистрироваться.
2 этап
Регистрация в нашем клубе "Chessway"
Слева в верхнем углу выбираем кнопку "Общение" и потом "Клубы".
В дальнейшем, в этом разделе у Вас будет сразу доступны клубы, членом которых Вы являетесь.
3 этап
Отправление заявки на участие в клубе
В строке поиска набираем chessway и заходим в клуб, где отправляем заявку на участие.
После того, как вашу заявку приняли, пройдите по 1 и 2 этапов и Вы войдете в наш клуб "Chessway"
Вы сможете записаться на участие в турнир за час до начала 1 тура. Ссылка на турнир будет написана администратором в заметках. Проходите по ссылке и нажимайте на кнопку "присоединиться".

Удачи в турнире!


статья
Как вырастить чемпиона?
Першина Елена
мастер спорта, лицензированный судья
Именно этим вопросом задаются родители, когда ребенок начинает показывать определенные успехи. Что делать, сколько заниматься, как и с кем заниматься для результата? Давайте разбираться.

Для начала, надо понимать, что чемпионами не рождаются, чемпионами становятся. Это большой труд. Какого - то абсолютного рецепта нет, иначе бы все становились чемпионами. Сказать какой период времени необходим для того, чтобы завоевать заветное первое место невозможно. Все индивидуально.

Шахматы, как и любой навык, требует постоянного оттачивания. Представьте, Вы учите английский. У Вас есть ежедневный план: выучить 10 новых слов. В первый день Вы выучили 10 слов и так на протяжении всей недели. В один из следующих дней у Вас был тяжелый график и вечером просто не осталось сил на изучение, Вы «дали слабину» и решили отложить на завтра этот вопрос и выучить сразу 20 слов на следующее утро. Но на следующий день история повторяется и Вы стараетесь выучить хотя бы дневную норму. Когда ситуация повторится – Вам уже будет легче отложить и учить все меньше и меньше. Что в итоге получается? Системы нет – и навыков нет, потому что старые слова забываются, новые не учатся.

Поделюсь опытом тренировок наших «самых успешных» и быстро растущих учеников.
Как работаем мы и без чего невозможен рост?

1. Интерес. Самое главное, без чего добиться результата будет практически невозможно – это любовь к делу. У ребенка должны гореть глаза, когда он идет на занятия. Он с восторгом должен рассказывать, что было на уроке, какую информацию он узнал и как сыграл партию.

Безусловно, чтобы достигнуть успеха надо работать. При этом занятия не должны быть суперсложными и изнурительными, иначе желание отобьется очень быстро и о результате уже речи идти не будет. Если ребенку нравится играть – значит строим занятие через практические упражнения, если нравится выполнять задания на поиск мата – включаем больше этих заданий.

Важный момент наших занятий - не стоит заставлять ребенка сидеть на месте. Дети непоседливые, и активность – это нормальное развитие. На личном опыте скажу, за 10 лет тренерской работы, дети на занятиях могли и ходить по кабинету, и выходить разговаривать с родителями. Тем не менее, когда их спросишь – они дословно повторяли за мной материал. Все дети разные и детская восприимчивость информации отличается от взрослой. Даже, когда они не могут толком объяснить изученный материал, это не означает, что из их головы все «вылетело». Просто попытайтесь заметить этот момент, когда внимание ученика переключается на другие вещи, и предложите сделать совсем другое увлекательное задание. Вполне вероятно, именно из-за него ребята и будут стремиться приходить к вам снова и снова.

Наши советы и рекомендации: Всегда можно найти как разнообразить занятия. Весь урок посвятить разбору позиции и оставить детей без игры – скучно. Меняйте структуру занятий, сочетайте разные упражнения, чтобы после сложного материала, была возможность отдохнуть 2-3 минуты и сделать развлекательное задание на развитие логики, памяти или внимания.

Попробуйте разнообразить свои тренировки с помощью новых увлекательных упражнений, например, по книжке И.Г.Сухина «Шахматы. Там клетки черно белые чудес и тайн полны» в двух частях.

2. План достижений. Это дисциплинирует, и ученик прилагает больше усилий, когда видит конкретный результат. Тем более проще уделить 15 мин в день на занятия, чем по 1,5 часа два раза в неделю. Результата будет куда больше, если у Вас есть система занятий.

Наши советы: Цели всегда должны быть выполнимые. Например, каждый день решать по 5 задач на мат в один ход, начиная от малофигурных задач на определенную фигуру, и переходя к многофигурным задачам без подсказок.

Для этого очень хорошо подходит задачник серии «Шахматы в Школе» Иващенко в двух томах 1а и 1b.

Если по каким-то причинам не получается решить по 5 позиций, не откладывай задание на завтра. Просто выполняем не 5 позиций, а 2-3 задачи. Но обязательно их делаем! 5 минут после обеда или между уроками найти можно всегда.

Промежуточные результаты могут касаться разных сфер занятий: набрать определенный рейтинг, решить 100 задач на маты, изучить дебют или выиграть турнир. Желательно их ставить совместно с тренером, который знает возможности и потенциал ребенка. Выбираете одно или несколько положений, которые чуть выше средних возможностей ученика. Например, в турнирах, в которых юный шахматист постоянно играет и выигрывает 4 партии из 6 туров, Вы ставите цель добиться 4,5 очков через пару месяцев. При этом промежуточные цели всегда должны пересматриваться и зависеть от внешних факторов. Если уровень игроков на турнире стал сильнее - меняем норму на 4 очка, страшного в это ничего нет. Если качество игры ребенка стало лучше, он стал меньше «зевать» фигуры, но проигрывает по времени, то работаем уже с другим критерием и ставим быстроту мышления.

3. Системность занятий. Шахматная партия состоит из трех этапов: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. В каждой стадии есть свои правила, приемы и принципы. Недостаточно выучить первые 10-15 ходов дебюта, если потом игрок сидит и думает по 5 минут над следующим ходом, не понимая плана дальнейшей игры. Зачем выигрывать пешку и мучиться играть окончание с лишней пешкой, не соглашаясь на ничью, если мы не знаем, как ее провести?

Изучать надо все и стратегию, и тактику, только в зависимости от уровня игры и понимания позиции.

Наши советы:
Мастера отличаются от шахматистов любительского уровня тем, что имеют большую базу типовых позиций. Типовой считается определенное расположение фигур, от которых зависит дальнейший план игры. Решая тактические задачи, Вы уже формируете эту базу.

Что касается материала, не пытайтесь заучивать варианты. Информация стирается если ее постоянно не повторять. Без понимания позиция забудется. Через день у вас останется 80% информации, через неделю в среднем всего 30%. Дайте возможность ребенку самому попытаться найти решение или выбрать ход, объяснить его. Если его решение верно – замечательно! Если нет, наводите на правильный путь. Если он сделает это сам, информация продержится дольше, а в случае с дебютами это будет не навязанное решение и восприниматься будет гораздо легче.

Если Вам хочется рассказать или показать что-то, подкрепите это анализом. Стройте логику, учитесь шахматному мышлению, которое направляет от начала до конца. Анализ – важная составляющая оценки позиции.

Кому интересно, почитайте книгу заслуженного тренера СССР Марка Дворецкого «Уроки мастерства. Новые анализы старых партий».

4. Практика. Ее можно было бы включить и в третий пункт про системность занятий. Но я хочу его выделить отдельно.

Шахматисты делятся на два типа: «теоретики» и «практики». «Теоретики» хорошо изучили приемы и планы игры, знают типичные и точные позиции, но так как одни и те же ситуации появляются крайне редко (после третьего хода в партии может возникнуть более 3-х миллионов вариантов!), они оказываются недостаточно отработанными. «Практики», напротив, часто наигрывают один и тот же вариант, но до определенных правил они доходят методом проб и ошибок. Такое изучение занимает очень много времени, но оказывается на практике продуктивнее.

Занимаясь теоретической подготовкой и подкрепляя игрой, шахматист закрепляет материал и не тратит время для того, чтобы открыть известные истины. Развитие идет гораздо быстрее.

Тем более практический опыт – это неотъемлемая часть пути к чемпионству. Играя чаще, играя с разными игроками – стиль игры становится разнообразным и универсальным. А заработать кубок и в тяжелой борьбе завоевать медаль – это дорого стоит! Дети прямо жаждут стать чемпионом и завладеть долгожданным кубком. Это служит дополнительной мотивацией.

Наши советы:
Выбирайте турниры, которые по уровню подходят Вашему ребенку или чуть сильнее его возможностей. Первые подходят для того, чтобы утвердится в своих силах и бороться за призовые места. Вторые – для повышения мастерства.

Играйте с сильными соперниками и не бойтесь проиграть. Играя с более сильными шахматистами, мы тянемся к ним, «подстраиваемся» под их манеру игры и сами становимся сильнее.

Как бы это обидно не звучало, только проигрывая партии, мы учимся на своих ошибках. Выигрывая, мы считаем, что все так и должно быть. На чужих ошибках мы не учимся вовсе.

5. Мотивация
Интерес и желание творят великие дела, но, если мы не видим конечной цели – не понятно, куда мы движемся. Мы говорим о спортивной мотивация, которая безусловно будет пересекаться и с интересом, и с планом достижений.

Мотивация стать лучше, сильнее, желание играть за сборную страны в будущем или просто выиграть чемпионат России. Мотивация - это спортивная цель, к которой мы стремимся. Мотивация будет нашим маяком, нашей заветной целью, подталкивающей к дальнейшим действиям. Не всегда получается так, как хочется, и, когда по каким-то причинам не получилось осуществить задуманное, благодаря мотивации мы находим силы собраться.

Мотивация завоевать кубок и выполнить норму разряда – первые ступеньки на пути к успеху.

Наши советы: Старайтесь делать акцент на спортивных целях, а не материальных. Иначе теряется момент здоровой спортивной конкуренции и желания стать хорошим шахматистом, а воспринимается как один из многих способов достижения материальных ценностей. Купить новый гаджет - может и шахматист любитель, а стать чемпионом России – простой любитель вряд ли сможет.

6. Физическая выносливость. Звучит странно?

Вовсе нет! Играя на чемпионатах города, области или России, участник должен находиться в боевой форме на протяжении нескольких дней. И это помимо того, что шахматист может играть один тур несколько часов.

Без хорошей физической подготовки и выносливости игрок просто «сдуется» к середине турнира. К тому же, физическая нагрузка после партии позволяет сбросить напряжение и «освежить мысли», выпустив накопившиеся эмоции. Поэтому, каждый чемпион мира занимался каким-либо видом спорта, Карпов любил большой теннис, действующий чемпион мира Магнус Карлсен увлекается футболом. И даже во время турниров они не избегают физических нагрузок.

Наши советы:
Выберите активный вид спорта, который доставляет вам удовольствие. Это позволит находится игроку в приподнятом настроении и чувствовать себя бодрым во время умственных тренировок, которые, кстати, отнимают гораздо больше энергии!

Попробуйте почувствовать себя профессиональным игроком и пожить в режиме спортсмена - примите участие в шахматных сборах: шестичасовые занятия шахматами в день, физическая активность и правильное питание. Присоединяйтесь к нашим сборам летом)

7. Психологическая подготовка
Вы, наверняка, слышали о психологическом давлении на соперника. И, к примеру, Роберта Фишера 11-го чемпиона мира по шахматам обвиняли в том, что он гипнотизирует своих оппонентов. Даже в матче на первенство мира наша советская делегация проверяла стул Роберта Фишера на всякие отвлекающие факты! Конечно, он не был гипнотизёром, но его стиль игры был очень напористым и каждым ходом Бобби делал угрозы. А защищаться психологически тяжело! Когда соперник нас атакует каждым ходом, мы невольно думаем, что сделали что-то не так и сами начинаем себя «накручивать».

Шахматист не должен бояться поражений и закатывать истерику после каждой неудачной партии. Игрок может учиться игнорировать внешние факторы: боязнь сильных соперников, страх поражения, давление со стороны, когда вашу партию окружили со всех сторон…

Наши советы:
Настраиваете игрока на хорошую игру, а не на победу. Если он проиграл, и «глаза на мокром месте» - не стоит его сейчас наставлять, дайте сначала успокоиться. Потом, в обычной обстановке похвалите его за хороший ход в партии и покажите как можно было сыграть лучше.

Хорошим примером будет рассказ об опыте чемпионов, и их поражениях. Ведь все мы проигрываем, даже чемпионы! (смотрите видео Магнус Карлсен тоже расстраивается, проиграв партии) То, как мы относимся к этим поражениям и готовы ли идти дальше – делает из нас хороших спортсменов!
Понравилась статья?

информация
Как выполнить норму юношеского разряда?
Квалификационная система со временем претерпевает ряд изменений. Если несколько лет назад шахматисты могли слышать о «четвертом» разряде, то сейчас первая ступень, которую могут пройти дети – это «третий юношеский разряд». При этом, теперь есть «российский рейтинг», чего не было раньше, и от него тоже зависит возможность выполнения того или иного юношеского разряда. Главное отличие разряда от рейтинга состоит в том, что рейтинг отражает текущую силу шахматиста, а разряд фиксирует ее на каких-то этапах.

Самое высокое звание в шахматном мире – это международный гроссмейстер. Все шахматисты «топового» уровня – гроссмейстеры. Рейтинг чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена на декабрь 2018 года - 2835, лучшей представительницы женского пола Хоу Ифань – 2662.
_______________________________________________________________
Самый молодой гроссмейстер в истории шахмат - Сергей Карякин.
Он выполнил эту спортивную норму в 12 лет!

_______________________________________________________________
Так же к спортивным званиям относятся: международный мастер, FIDE мастер и кандидат в мастера спорта.
_______________________________________________________________
FIDE – международная шахматная федерация, один из основных офисов которой
находится у нас в России, в г. Элисте, Республика Калмыкия.

_______________________________________________________________
Чтобы получить, например, звание международного мастера, необходимо не только достичь нужной отметки международного рейтинга, но и набрать международные баллы в классических турнирах, где принимают участие иностранные шахматисты со званиями и постараться их обыграть. Для получения звания мастера спорта FIDE необходимо только достижение международного рейтинга среди мужчин – 2300, среди женщин – 2100.

После званий идут спортивные разряды, которые присваиваются уже отталкиваясь от российского рейтинга. Сейчас действует следующая система спортивных разрядов: юношеские разряды (третий, второй, первый) и взрослые (третий, второй, первый).

Именно юношеские разряды в большей степени нас и интересуют. Как их выполнить и какие условия их выполнения?

Ориентировочно можно оценить силу игры юных шахматистов в следующих диапазонах рейтинга: для третьего юношеского разряда характерен рейтинг 1100; для второго юношеского разряда - рейтинг 1150; уровень первого юношеского разряда – 1200-1250. Эти цифры «условны», и попытаться выполнить разряд при меньшем рейтинге – тоже возможно.

Для того, чтобы выполнить норму юношеского разряда, юному шахматисту нужно принять участие в квалификационном турнире с нормой спортивного разряда и набрать определенное количество очков.

Часто родителей интересуют следующие вопросы: можно ли выполнить разряд, если у ребенка нет российского рейтинга? Можно ли выполнить разряд в быстрых шахматах? Действителен ли разряд без печати и приказа на присвоение разряда Министерства спорта? Можно ли выполнить сразу второй юношеский разряд? Где приобрести квалификационную зачетную книжку?

Давайте разбираться.

Согласно Приказу Министерства спорта 13 ноября 2017 г. № 990 Приложение 75 «Нормы, требования и условия их выполнения по виду спорта «шахматы» юношеский разряд присваивается шахматистам до 15 лет. Разряды можно выполнять как в классических шахматах, так и в быстрых, и, даже, при блиц контроле. Разница между классическим турниром на разряд и быстрым контролем в количестве минимально сыгранных туров. Так, например, по новой редакции приказа, с 2018 года в классические шахматы юным участникам фактически нужно сыграть не менее 7 туров за один турнир, в дисциплине «быстрые шахматы» - не менее 9 туров. В быстрых шахматах соревнование может проходить с контролем времени: 15 минут до конца партии с добавлением 10 секунд за каждый сделанный ход или 10 минут до конца партии с добавлением 5 секунд за каждый сделанный ход.

Для того, чтобы участвовать в квалификационном турнире игрок должен иметь российский рейтинг. Не пугайтесь если его нет! При участии в первом турнире, организаторы сразу присваивают шахматисту начальный российский рейтинг – 1000. Таким образом, шахматист имеет право сразу сражаться за третий юношеский разряд.
_______________________________________________________________
Минимальный российский рейтинг, который присваивается участнику - 1000.
Меньше 1000 рейтинг опуститься не может.

_______________________________________________________________
Выполнения нормы юношеского разряда зависит от среднего рейтинга соперников. Чем выше российские рейтинги ваших противников, тем меньше очков необходимо набрать для выполнения нормы.

Ниже представлена таблица с условиями выполнения норм юношеских разрядов.
_______________________________________________________________
ПРИМЕР: Допустим, Иванов Иван с начальным рейтингом 1000 пробует выполнить норму третьего юношеского разряда в классическом турнире в 7 туров. По итогам 7 туров Иван набрал 4 очка. Средний рейтинг его соперников – 1028. Находим нужный диапазон рейтинга 1026-1050, так, норма 50%. Значит 50 % от 7 возможных очков – 3,5 очка. И участнику достаточно было набрать всего 3,5 очка для выполнения нормы юношеского разряда.
_______________________________________________________________
Законодательного запрета «перескочить» спортивный разряд нет. Однако, выполнение нормы юношеского разряда зависит от среднего рейтинга соперников.

И если вы пытаетесь выполнить второй разряд с начальным рейтингом 1000, вас могут не допустить к участию. Так как согласно условиям, норма второго юношеского разряда возможна только при среднем рейтинге противников более 1101. В наших квалификационных турнирах, мы допускаем участников к участию на второй юношеский разряд при рейтинге шахматиста более 1101, чтобы наверняка обеспечить средний рейтинг игроков. Кстати, норму третьего юношеского разряда можно выполнить и в турнире на второй разряд. Поэтому, не расстраивайтесь, если второй разряд вы не выполнили, возможно, вы выполнили норму третьего юношеского разряда или подтвердили ее.

Если раньше присвоением разрядов занимался региональный спорткомитет, то с введением юношеских разрядов, присваивать юношеские разряды теперь имеют право спортивные организации. Спортивная организация проводит квалификационные турниры с нормой выполнения юношеских разрядов в соответствии с требованиями министерства спорта.

При выполнении нормы юношеского разряда, мы выдаем участнику значок юношеского разряда и зачетную квалификационную книжку установленного образца, в которую вносятся данные о турнире: количество набранных очков, средний рейтинг соперников, ставится подпись главного судьи и печать. Зачетная квалификационная книжка выглядит так:
Первая страница заполняется самостоятельно шахматистом, и вклеивается фотография 3х4 см.

Как видите, не так уж это и сложно. Учитесь, играйте, достигайте новых высот!

Понравилась статья?

информация
Как определить победителя в случае равенства очков?
Иногда на турнирах бывают ситуации, когда приходится прибегать к дополнительным показателям для определения мест, так как участники набрали одинаковое количество очков.

Какие дополнительные показатели есть и как их применять?

На самом деле показателей не так много, но мы рассмотрим только самые известные и применяемые: Бухгольц, Бергер, Прогресс и личная встреча. Все показатели носят характер объективного подсчет силы игроков в турнире.

Начнем с самого простого – личная встреча. При таком показателе выше оказывается тот игрок, кто одержал победу в личной игре. Однако, в швейцарской системе участники могут вообще не встретиться, а играть с разными игроками. Поэтому, личная встреча применяется только в круговых турнирах.

Прогресс – это коэффициент, который рассчитывается путём сложения суммы набранных очков игроком в каждом туре. Коэффициент прогресса даёт преимущество тем участникам, которые одержали победы в первых турах.
____________________________________________________ !____________________________________________________
Например, в турнире из 5 туров игрок выиграл первые два тура, в третьем туре сыграл в ничью, а две последние проиграл. Значит, в первом туре у игрока – 1 очко, во втором – 2, в третьем -2,5, в четвертом и пятом без изменений – 2,5. Коэффициент прогресса будет равен 1+2+2,5+2,5+2,5= 10,5
____________________________________________________ !____________________________________________________

Коэффициент Бухгольца – это показатель, отражающий силу игроков ваших соперников на турнире. Иными словами – сумма очков ваших соперников. При этом не важно, как игрок сыграл с ними: одержал победу или нет. При коэффициенте Бухгольца участнику, игравшему с более сильными соперниками, соответствует более высокое итоговое место.

Этот способ определения мест в соревнованиях был предложен шахматистом Бруно Бухгольцем в 1932 году и был назван в честь его изобретателя.
____________________________________________________ !____________________________________________________
Разберем ситуацию. Например, в турнире из 5 туров игрок сыграл со следующими участниками: Петей, который набрал 5 очков, Васей с 3 очками, Вовой с 3 очками, Ирой с 2,5 очками и Дашей с 4 очками. Коэффициент Бухгольца будет равен 5+3+3+2,5+4=17,5
____________________________________________________ !____________________________________________________

В турнирах с жеребьёвкой по швейцарской системе обычно применяется коэффициент Бухгольца. А вот при круговых турнирах коэффициент Бухгольца теряет смысл, так как у участников будет одинаковый (все игроки переиграли между собой).

Коэффициент Бергера – сумма всех очков противников, у которых участник выиграл, плюс половина суммы очков противников, с которыми данный участник сыграл вничью. Обычно применяется в круговых турнирах, где все сыграли со всеми. При использование данного коэффициента из участников, набравших равное количество очков, выше в турнирной таблице оказывается тот, кто одержал победу, обыграв более сильных противников, то есть набравших больше очков.
____________________________________________________ !____________________________________________________
Например, в турнире из 5 туров игрок сыграл со следующими участниками: выиграл у Пети, который набрал 5 очков, проиграл Васе с 3 очками, выиграл у Вовы с 3 очками, проиграл Ире с 2,5 очками и сыграл в ничью с Дашей, которая набрала 4 очка. Коэффициент Бергера будет равен 5+3+4*0,5=10
____________________________________________________ !____________________________________________________
Первым систему подсчета очков (позднее названную коэффициентом Бергера), предложил чехословацкий шахматный мастер Оскар Гелбфус в августе 1873 года.

Вышерассмотренные коэффициенты помогают наиболее точно определить кто из игроков, набравших одинаковое количество очков, оказался сильнее на турнире.

Самым сложным для подсчета являются ситуации, когда игрок сыграл с противниками, вышедшими из турнира, опоздавшем к началу или при отсуствии соперника при нечетном числе участников в швейцарской системе. То есть когда игрок, сыграл меньше туров, чем другие.

Как правило, используется следующий подход: все несыгранные партии (пропуск тура, неявка или нехватка соперника, "плюс") для подсчета коэффициентов условно считаются ничейным.

Сейчас коэффициенты подсчитываются автоматически жеребьевочными программами, что значительно облегчает процесс.

Теперь вы знаете, как определяются места в случае равенства очков, и кто из игроков оказался сильнее в турнире.

Удачи!
Понравилась статья?

статья
Как правильно вести себя на турнире, чтобы не попасть впросак?
Першина Елена
мастер спорта, лицензированный судья
Играя на шахматном соревновании, бывают неприятные моменты, когда по незнанию или невнимательности возникают спорные ситуации. Давайте разберем их, чтобы во время игры уже думать только об игре.

Начнем с самого простого правила: взялся за фигуру – должен ей ходить. При этом не важно какую фигуры Вы тронули: свою или чужую. Если чужую – вам придется ее съесть (если это возможно), даже если это невыгодно. Если Вы тронули свою фигуру – то вы можете поставить ее на любое возможное поле. Если не уверены в ходе, поставьте ее на место, подумайте немного и потом делайте ей ход.

Если Ваш соперник взялся за фигуру, но не хочет ей сходить – зовите судью.

____________________________________________________ !____________________________________________________
Частые ошибки, на которые попадается шахматист, связаны с рокировкой. Рокировка - это ход короля! Поэтому сначала берем короля, переводим его через клетку, и потом этой же рукой, переставляем ладью.
Если вы возьметесь за ладью, то рокировка будет уже невозможна. Ход должен будет делаться ладьей!
____________________________________________________ !____________________________________________________

Запомните самое главное правило игрока – вы сами ответственны за свою партию и результат. По правилам, судья должен вмешаться в партию, если видит, что игроки допускают ошибки, или, например, делают невозможный ход, однако, в большинстве случаев, судья не имеет возможности наблюдать за Вашей партией. Поэтому будьте внимательны и следите за ходом игры.

Кстати, невозможным ходом, по новым правилам считается игра двумя руками и нажатие на часы без передвижения фигуры. Но на детских турнирах любительского уровня организаторы могут относиться более лояльно к данным нарушениям.

____________________________________________________ !____________________________________________________
Играть надо одной рукой, и такие ходы, как рокировка, и взятие фигуры делаются тоже одной рукой. Даже превращение пешки правильно делать одной рукой! После передвижения фигуры нажимать на часы необходимо этой же рукой.
____________________________________________________ !____________________________________________________

По действующим правилам во всех видах шахматной партии (классика, быстрые, блиц) допускается один невозможный ход, на второй - присуждается поражение. Если игрок делает невозможный ход, то в большинстве случаев судья обязан добавить время на часах: в классику и быстрые - 2 минуты, в блиц - 1 минута. Но для того, чтобы зафиксировать невозможный ход, необходимо позвать судью. Не торопитесь кричать о невозможном ходе, так как ход считается завершенным лишь после нажатия на часы! Дождитесь пока соперник переключит кнопку часов, а затем нажав «паузу» на часах - обращайтесь к судье.
_____________________________________________________ !____________________________________________________
С рокировкой и в этом случае могут возникнуть проблемы. Рокировку невозможно сделать, если:
1. король или ладья уже сходили (даже если они вернулись на свои места обратно!);
2. король проходит «битое» поле или идет под шах;
3. королю объявлен шах.
К сожалению, не всегда замечают эти ошибки. Будьте внимательны, и не дайте возможность противнику спрятать короля, нарушая правила!
____________________________________________________ !____________________________________________________

Не торопитесь останавливать часы или пожимать руку своему сопернику, когда он ее тянет. Сначала убедитесь, что на доске стоит мат. И только потом останавливайте часы и поздравляйте победителя. Если игрок предлагает вам ничью и тянет руку через всю партию, и психологически давит на вас, чтобы вы дали свое согласие. Скажите, что вы подумаете, и оцените позицию, возможно у вас есть шанс реализовать свое преимущество. При этом, ничью правильно предлагать после передвижения своей фигуры, перед нажатием на часы, а не во время хода соперника. Ограничения по времени на обдумывания хода нет, вы можете принять его даже на последней секунде своего времени. Противник забрать свое предложение ничьи назад не имеет права.

За партией игроки не должны разговаривать, это мешает не только другим игрокам, но и им самим! С недавнего времени, после введения «софийских правил», игрокам разрешается сказать всего два слова после 40-го хода, а именно – «предлагаю ничью», все остальное время разговоры запрещены. Конечно, в любительских шахматах такого жесткого правила нет, однако судья имеет полное право присудить игроку поражение после 3-х сделанных замечаний. Показывайте свое превосходство игрой, а не отвлеканием противника.

Если вы играете в турнире с долгим контролем и запись партии обязательна, то сначала вы делаете ход, а потом только вносите его в бланк записи. В классическом контроле вы обязаны записывать ходы, даже если времени у вас остается мало, так как время прибавляется после каждого хода.

И заканчивая статью, хочу сказать о спортивном этикете. Как бы обидно не было проигрывать, найдите в себе силы поздравить своего противника с победой. Вам самим потом будет приятно, выиграв партию, получить поздравления от соперника.
Понравилась статья?