"Неофициальный чемпион"

Пол Морфи

Пол Чарльз Морфи (1837-1884)— великий американский шахматист, неофициальный чемпион мира, один из сильнейших шахматистов XIX века. Шахматы были для Морфи искусством, а Морфи для шахмат — великим художником. Его игра пленяет свежестью мысли, неиссякаемой энергией.
О творческом стиле игры П.Морфи

Василий Смыслов : «В наши дни наибольшее удивление вызывает гармоничность его игры. Морфи всегда готов был атаковать короля, но если позиция требовала иных действий, то он не отказывался от борьбы в строгом позиционном стиле и от перехода в эндшпиль. Постоянное стремление Морфи к инициативе, неустанный поиск лучшего хода, игра высокого накала производят глубокое впечатление. Он стремился к открытым позициям и всё подчинял быстрейшему развитию фигур. Для его стиля характерно ведение сражения по всей доске. В фигурной борьбе он, несомненно, превосходил всех своих соперников».

Роберт Фишер, 11 чемпион мира: "Морфи, наверное, был самым точным шахматистом в истории" и что тот мог найти "возможность играть на победу в позициях, казавшихся безнадежными".
Биография

Еще ребенком Пол наблюдал за партиями в шахматы и самостоятельно разобрался в правилах игры. Одним из первых учителей Пола Морфи был дядя — Эрнесто. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. Позднее, в 1987 году журнал «64 — Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.

Карьера в шахматах

В 1857 в Нью-Йорке состоялся первый Всеамериканский шахматный конгресс по нокауте при 16 участниках. Морфи принял в нем участие, и это стало поворотным пунктом в его жизни. Он выиграл первый приз и стал шахматистом №1 в Америке. В первых трех раундах он выиграл девять из десяти партий и легко вышел в финал, где сразился с Луи Паульсеном, который тоже вышел в финал без поражений. Морфи выиграл пять партий при одном поражении и двух ничьих. В лучшей партии этого матча он победил черными жертвой ферзя в дебюте четырех коней.
Морфи едва исполнилось 20 лет, но он уже считался одним из сильнейших в мире шахматистов. В 1858 году он отправился в Европу, чтобы сразиться с самыми выдающимися шахматистами, и победил каждого из них в серии матчей. Морфи утверждал, что основной целью его поездки в Европу был матч с английским мастером Говардом Стаунтоном, создателем шахматных фигур, на которых сейчас играют серьезные турниры. К сожалению, исторический матч не состоялся, вызов был принят, но потом последовал отказ по состоянию здоровья Стаунтона.

Самым важным стал поединок с немецким шахматистом Адольфом Андерсеном, считавшимся после победы в лондонском турнире 1851 года сильнейшим шахматистом своего времени. Морфи выиграл у Андерсена семь из одиннадцати парий при двух поражениях и двух ничьих. При этом, в трех партиях матча Морфи победил меньше, чем за 25 ходов.
В 1858 году Морфи сыграл случайную партию против двух аристократов в Парижской опере Карла Брауншвейгского и графа Изуара, которая стала широко известной. Многие игроки ценят победы, достигнутые посредством жертв. В таком стиле Морфи легко и быстро расправлялся с соперниками. В парижской опере он подарил поклонникам игры настоящее шоу, пожертвовав фигуру, качество и ферзя, и поставив мат в 17 ходов.
днако вскоре Морфи отказался от серьезной игры в шахматы. Шахматная карьера Морфи, частые встречи за доской с сильнейшими противниками, продолжались менее двух лет.

В 1859 году Морфи вернулся в США, где был восторженно встречен. В знак признательности от американского народа «неофицальный чемпион» был увенчан золотой короной и венком. Тогда же, он заявил о готовности играть с любым шахматистом мира, давая тому фору: пешку F и брал себе черный цвет.
Никто не согласился играть на таких условиях, его успехи в шахматах не привлекали, а отпугивали серьезных клиентов, и Морфи решил профессионально заняться юриспруденцией. По некоторым свидетельствам его адвокатское бюро посещали только, чтобы поговорить о шахматах, по другим - работу по своей специальности ему не удавалось найти. Вскоре началась Гражданская война в США

Военные события, неудачи в карьере юриста и не сложившаяся личная жизнь (родители девушки, в которою он был влюблён, не дали согласия на брак с ним. Отец девушки считал, что шахматы не смогут прокормить семью), привели к тому, что он погрузился в полное ничегонеделание и так и не вернулся к серьезным шахматам. У него стало прогрессировать психическое заболевания, он всё больше замыкался в кругу близких. Морфи умер в возрасте 47 лет.
К 1861 году относится эпизод с картиной немецкого художника Морица Ретча «Шахматисты» (созданной в 1830-е годы), на которой изображен Дьявол, играющий в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в Ричмонде (штат Виргиния) в гостях у преподобного Р. Р. Гаррисона, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде безнадёжно проигранной. И выполнил своё обещание, сведя партию вничью.

Картина немецкого художника Морица Ретча «Шахматисты»
О шахматном творчестве Пола Морфи

Превосходство Морфи проявлялось главным образом в стратегии. Первостепенной задачей Морфи считал мобилизацию сил и достижение перевеса в развитии, чтобы избежать потери темпа или создать трудности в развитии сил соперника, часто Морфи прибегал к жертвам для достижения этих целей. Малозаметные потери темпов, которые соперники допускали при разменах, Морфи чётко использовал. Играя белыми, он уже в дебюте создавал предпосылки для атаки, а чёрными — стремился перехватить инициативу. Важное значение Морфи придавал пешечному центру, что помогало создавать перевес в развитии и пространстве. Один из любимейших приемов Морфи - пешечный прорыв, в результате которого Морфи вскрывал линии, часто этот прорыв был связан с жертвой пешек.

Многие партии Морфи завершались прямой атакой позиции короля соперника и комбинационным ударом. При этом демонстрировал высокое техническое мастерство. Сила Морфи заключалась в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера» А. Алехин.

«По точности игры Морфи, вероятно, превосходил всех когда-либо живших шахматистов. Он обладал абсолютным видением доски и никогда не допускал промахов, несмотря на то, что играл очень быстро, лишь в редких случаях тратя на обдумывание хода более пяти минут» Р.Фишер.

Пол Морфи мог проиграть оппоненту один или два раза, но затем неизменно побеждал его в доминирующем стиле. Продолжительный матч против американца становился пыткой для любого шахматиста.
Понравилась статья?