Константин Никологорский

Мой шахматный путь. Глава 10. Этапы шахматного взросления.

Блог Никологорский Константин
Тактика? Стратегия? Дебюты? Планы в Миттельшпиле? Изучение Эндшпиля? Вы когда-нибудь задумывались как значение этих слов меняется в зависимости от возраста? Расскажу Вам своё видение, основанное на моём опыте.

• Когда мне было 4–5 лет (уровень 3–2 взрослого разряда) я не хотел слышать ни о чем, кроме постоянной игры. Нет, мы, конечно, занимались, но львиная доля обучения заключалась в каждодневных партиях. Я играл постоянно. Причем шахматы были именно игрой. Я любил фигурки из различных комплектов. Помню, любимыми были фигуры, сделанные в Русской народной стилизации с пешками – матрешками. Обожал также янтарные шахматы. А самыми желанными были шахматы сделанные по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Именно в этом возрасте я начал выезжать на свои первые шахматные турниры. На этом этапе зародилась любовь к шахматам.

• 6–7 лет (уровень 2–1 взрослого разряда) – вся моя игра основывалась на Тактике, причем в основном на различных матовых угрозах. Я обожал книги с тактическими задачами и не хотел слышать ни о каких других. При словах СТРАТЕГИЯ, ПОДУМАТЬ, ПЛАН, ЭНДШПИЛЬ, у меня кривилось лицо и возникало непонимание что от меня хотят. Ведь можно просто нападая на соперника выиграть партию. Зачем трудности? Однако помню, как в этом возрасте мы постоянно учились на партиях современников (Каспаров, Крамник, Морозевич, Халифман, Иванчук) и даже ездили на матч Россия против Мира, где моим любимым занятием было поедание бутербродов в буфете)))
К тому моменту я выиграл уже множество локальных детских турниров и почувствовал вкус победы. На этом этапе возникла спортивная мотивация.

•8–9 лет (1 разряд-КМС) – уровень соперников резко вырос и вместе с ним выросло понимание игры. Набивая шишки на турнирах, я, как губка, впитывал различные идеи, очень часто не осознавая истоков их возникновения. Я всегда учился на примерах и на собственных ошибках. Благодаря такому подходу выработалось интуитивное мышление, которое является ключевым помощником шахматиста при счете вариантов. К тому моменту у меня сформировался дебютный репертуар, который сильно отличался от того, к чему привыкли многие дети. Это были сложные дебютные схемы, основанные на длительной борьбе – Английское начало за белых и Сицилианская защита за черных. Удивительно, но обожая тактику, я при этом любил позиционные дебюты и таким образом нарабатывал стратегическое понимание игры. В 2003 и 2004 годах я дважды победил в Чемпионатах России своей возрастной категории. На этом этапе я внезапно почувствовал свою силу и большую ответственность.

•10–11 лет (КМС-FM, благодаря победе в ЧЕ) – Первые чемпионаты Европы и Мира оказали большое влияние на понимание игры. Каждая победа на этих турнирах давалась боем. Легкой игры не было. Часто стали проявляться пробелы в стратегическом понимании дебютных схем и дальнейшего построения плана игры в миттельшпиле. В связи с этим, я часто получал позиции хуже и выпутывался только в миттельшпиле благодаря изобретательности, тактической базе и большому желанию победить. Это был этап борьбы и последующей эйфории.

•12–15 лет (рейтинг 1913–2144) – наиболее сложный этап в шахматном (и не только) взрослении. Переходный возраст я прошел со всеми вытекающими трудностями. Вместо шахмат появилось множество других интересов. В 2009 году я впервые выехал на Чемпионат Мира один, без контроля со стороны отца, и, шахматные турниры превратились для меня в тусовки и место встречи с друзьями. Безусловно я играл, где-то занимался подтягиванием своих проблем, но совсем недостаточно. И, как следствие, меня обошли все конкуренты. А те, кто сильно отставал – догнали. В итоге к 2010г. я боролся не за первое место на Чемпионате России, а за место в десятке.
Это был этап эйфории, болезненного падения и прихода к самостоятельности.

•16 лет - 22 года. (рейтинг 2144–2416) – Осознав, что нужно «пахать» или потеряно будет абсолютно всё, я впервые начал заниматься шахматами осознанно. Поменял и расширил свои дебютные схемы, освоив за белых ход d4. Начал усиленно изучать стратегические приемы. Стал посещать шахматные сборы (А. Н. Терехина в Элисте и сборы молодежной сборной в Огниково)
Тогда я впервые взялся за серьезное изучение шахматных книг, эндшпиля и решение Этюдов. Благодаря этим действиям я смог отыграть часть потерянного времени:

♟️2011 год – 5 место на Чемпионате Европы до 17 лет. Победа в Олимпиаде.
♟️2012 год – 3 место на Чемпионате России до 19 лет.
♟️2013 год – выполнение звания МС России
♟️2017 год – присвоение звания IM.

На этом этапе сформировалось аналитическое мышление, позволяющее выявлять пробелы в той или иной области и совершенствоваться.

А как происходило Ваше шахматное взросление? Через какие этапы Вы прошли? Расскажите о своём опыте в комментариях.